8 факторов, влияющих на выбор деловой игры
К нам регулярно поступают запросы на проведение деловых игр. Мы стремимся помочь заказчику сделать правильный выбор, учесть все необходимые параметры, которые могут повлиять на результат. Мы выделяем 8 ключевых факторов, влияющих на выбор.
- Решаемые задачи. Деловая игра — это прежде всего инструмент для определенных бизнес-задач. Поэтому при заказе игры важно понять, для какой цели вы планируете ее проведение: сплотить команду, развить конкретные навыки, наладить рабочие процессы, оценить компетенции, выявить высокопотенциальных сотрудников и т.д. Мы разрабатываем деловые игры, которые позволяют достичь нескольких целей одновременно.
- Общая рамка. Если вы проводите масштабное корпоративное мероприятие или длительную программу обучения, то деловая игра может стать одним из блоков программы. Игра позволит на практике отработать изученный на тренинге материал, зарядить участников мотивацией к активной работе на конференции, осознать важность сотрудничества и др. Также она поможет «разогреть» участников или, наоборот, станет эффектным завершением мероприятия. В этом случае важно, чтобы игра была логично связана с другими частями мероприятия — по теме, целям, динамике и т.д.
- Состав аудитории. Деловые игры различаются по уровню сложности решаемых задач, содержанию, механикам проведения. Все эти параметры важно учитывать и соотносить с потребностями и возможностями участников. Например, игровые ситуации, которые будут интересны рядовым сотрудникам, могут не содержать вызова для руководителей. При подборе игры мы учитываем особенности сотрудников, уровень их квалификации и опыта, чтобы каждый из них имел равные возможности достичь результата.
Например, игра «Есть идея! Как рождаются инновации?» отлично подходит для компаний, которые хотят сформировать культуру инноваций, развить у сотрудников инновационное мышление, навыки генерации идей. В этой игре моделируются основные процедуры творческой и инновационной деятельности, предполагающие последовательное прохождение этапов поиска и реализации найденных идей и решений.
Эта игра вызывает интерес у многих наших клиентов. Но в некоторых случаях мы понимаем, что она не в полной мере отвечает поставленным ими целям. В основе игры лежит фантастический сюжет, и не для всех групп участников такой игровой контекст и опыт может оказаться релевантным.
Однажды к нам обратился Исследовательский центр одной из международных нефтяных компаний с просьбой провести эту деловую игру. Мы проанализировали их цели и опыт сотрудников и в итоге рекомендовали им провести вместо игры тренинг-практикум. В рамках тренинга они познакомились с набором инструментов РТВ ТРИЗ и активно попрактиковались в их применении, работая в командах различного состава и обмениваясь опытом найденных нестандартных решений.
Подобный формат в большей степени отвечал запросу заказчика, позволил сохранить эмоциональный компонент и задать высокую интеллектуальную планку для всех участников.
- Предыдущий опыт участия в деловых играх. Если ваши сотрудники знакомятся с этим форматом впервые, стоит выбрать игру с более простой механикой и уделить больше внимания обеспечению безопасных и комфортных условий участия. А если игроки «бывалые», можно задать им более высокую планку вызова и выбрать игру с яркой и необычной легендой.
- Длительность. Многие игры предполагают достаточно серьёзный уровень погружения, занимают от 4 до 6-8 часов. Это связано с особенностями формата: нужно познакомиться с правилами, условиями игры, совершить определенное количество игровых действий, преодолеть трудности, препятствующие достижению поставленных целей. Также важно провести завершающую рефлексию, проанализировать полученный опыт, поделиться впечатлениями. Некоторые игры могут проводиться в экспресс-формате и предполагают возможность сокращения игрового времени (до 1,5 — 2 часов), другие игры — нет. Про эту возможность всегда лучше узнавать напрямую.
- Формат онлайн / офлайн. Оба формата имеют свои преимущества, и обычно мы советуем ориентироваться на ваши задачи, а также на возможности их решения в каждом из форматов. Сейчас количество запросов на онлайн-формат увеличивается, поэтому мы адаптировали несколько игр для проведения онлайн. Однако есть игры, которые требуют «живого» участия. Подробнее про особенности онлайн-формата проведения деловой игры мы пишем здесь.
- Количество участников. Некоторые деловые игры проводятся в малых группах (до 20 человек), в других играх могут участвовать 100 и даже 300 человек одновременно. При необходимости мы готовы обсудить возможности масштабирования игры, провести ее в нескольких параллельных потоках, гибко регулируя количество участников. Про особенности корпоративных мероприятий с большим количеством человек мы писали здесь.
- Достижение учебной цели. Иногда вам нужно решить конкретную учебную задачу, например, научить сотрудников эффективно вести переговоры. Важно понимать, что учебные цели по развитию конкретного навыка или компетенции в рамках игры можно реализовать лишь частично. Игра позволяет участникам побыть в ситуации эксперимента, «тренировки», осознания необходимости изменений, но далеко не всегда она может позволить участникам сформировать требуемый навык в полном объеме. Если перед вами стоит задача научить участников что-либо делать, иногда лучше выбрать формат, который в большей степени направлен на формирование новых способов поведения, например, тренинг. При этом тренинг можно объединить с игрой, провести их последовательно — для того чтобы использовать преимущества обоих форматов.